История

                                                             Из нашей истории.

Трудно сейчас определить, когда нога человека ступила на землю межевскую, поскольку на территории не проводились детальные археологические раскопки. Стоянки человека  периода позднего неолита  (3-4 тысячелетия до нашей эры) обнаружены вблизи деревень Лисицыно, Гусево на территории мантуровского края, недалеко от Унжи. Это были предки финно-угорских племен.

костромской край является частью Верхнего Поволжья. К 7-10 в.в. сложились условные границы расселения финно-угорских племен в Поволжье. По словам летописца Нестора, здесь жили всякие народы: «весь, меря, ем, печора, угра и др.».

            В середине 20 века проведены археологические раскопки в районе д. Попово близ р. Унжи. Там было обнаружено городище (земляные валы окружали высокие береговые мысы), селище и могильник. При небольших по объему раскопках были обнаружены остатки наземных построек, из которых  одна с очагом была углублена в грунт. Могильник размещался на окраине селища.

            Аборигенами этих мест были мери и мари (черемисы). Селились они в основном по берегам рек, озер, в труднодоступных местах в лесу. Основным их занятием были охота и рыболовство. На межевской земле центром стана мари было селище Черемисская. В 1976 году ученые из Йошкар-Олы проводили там раскопки. Найденные  предметы - в основном керамические сосуды, каменные топоры -  увезены в Марийский университет.

            Еще предстоит исследовать городище у д. Суховской, где сохранились большие земляные валы. Предположительно, оно возникло в дославянский период.

К концу I тысячелетия по правую сторону  р. Межи жили племена мери и мари, которые стояли на довольно высоком уровне развития. Уже умели обрабатывать железо, бронзу и изготовляли из них орудия труда и украшения. По данным историка И.Л. Миловидова, восточная граница расселения угро-финского племени проходила по рекам Унже и Меже.

            Финно-угорские племена оставили о себе память в виде географических названий. Река Межа в переводе с мерянского  - «граница». Конюг, Мичуг, Портюг, Шохра – это все названия мерянского происхождения. «Порт» в переводе  - изба, «Шох» – лесистое болотистое место. Юг, уг – суффиксы угро-финского происхождения.

            В 10-11 веках древнерусское население начало проникать на финно-угорские территории. Ранняя славянская колонизация протекала мирно, проводилась преимущественно новгородцами. В конце 12 века Север уже был освоен новгородцами, христианство утверждалось в Вологодском и Костромском краях.

 в конце 12 – начале 13 веков началась московская колонизация Северного края. Немалое значение в этом переселении играло желание населения Поволжья уйти в места менее  досягаемые татаро-монгольскими  ордами, которые грабили и разоряли русскую землю. За воинами-дружинниками и сборщиками дани тянулись крестьяне-пахари и священники, посылаемые крестить аборигенов. Здесь находили тишину и уединение благочестивые пустынники . Русские поселенцы вели подсечное земледелие, неустанным тяжелейшим трудом расчищали леса и создавали на расчищенных местах лесные поляны, где сеяли рожь, ячмень, лен, горох.

            Большую роль в судьбе колонизации Севера со стороны Новгорода сыграли «ушкуйники» (от слова «ушкуи» – плоскодонная ладья с парусами и веслами) – вооруженные дружинники, снаряжавшиеся новгородскими боярами и купцами для захвата северных земель. Надо отметить, что р.Межа тогда была полноводной, русло было шире, и соединяла Север и Поволжье. От притоков Межи (Мичуга и Конюга) до р. Юг был волок. По всей вероятности, именно по р. Меже и пришли  переселенцы и основали  погост Егорьевский. Затем возникло сельцо Егорий, название сельца славянское - в честь земледельца Егория. Затем оно стало называться Георгиевское. Основано сельцо в 1242 году. (Это исследовано в 70-х годах в областном архиве краеведом В.Н.Богловым). Местное население не было вытеснено и уничтожено пришельцами, а просто  слилось и растворилось в их среде.

            Первоначально славяне селились преимущественно по левую сторону р. Межи, аборигены больше по правой. А в Писцовых книгах г. Галича еще до 17 века писалось “ Георгиевское, что в Мерьском”. Обычаи племен мари (черемисов), центром которых была Черемисская, на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Недаром ученые из Хельсинского университета из Финляндии занимаются изучением этноса д. Черемисской.

 в 1245 году Галичский удел стал самостоятельным княжеством. Родоначальником первой династии галичских князей был внук Всеволода Большое Гнездо -  Константин Ярославич Удалой. Земли по рекам Унжа, Межа вошли в состав нового княжества.

            Трудно сейчас сказать, были ли татары на межевской земле или они не дошли до глухих лесов. Унжане более 250 лет были данниками Орды, по всей вероятности, и поселенцы Межи платили дань. Черемисы (мари) были союзниками и вассалами Казанского ханства и помогали (предположительно) грабить поселенцев.

            В 13 веке ссоры между московскими и ростовскими князьями за права наследования Галичского удела шли постоянно. Только твердая рука московского князя, прозванного позднее Донским, смогла остановить эту междоусобицу. В 1363 году он присоединил Галичское княжество к Москве, затем отдал его в удел своему сыну Юрию, который стал родоначальником второй династии галичских князей.       По преданию именно при Юрии заложен монастырь  на реке Княжой в Пустыни.

во времена правления Ивана III, когда он отнял вольности у Великого Новгорода и распустил вече, новгородцы, не желая подчиняться, шли на костромские земли, в т.ч. и межевские. Предположительно в это время закладывается и строится Кропачев монастырь, который, согласно церковной летописи, находился в 3/4 версты на север от церкви святого Георгия, вокруг были монастырские земли, вот почему гора в с. Георгиевском до сих пор называется Монастыркой.

в 1552 году костромичи и галичане принимали участие во взятии Казани, падение которой положило конец Казанскому ханству. В 1556 году лучшую часть земель Московского государства Иван Грозный отдал в опричнину. В эту часть попали земли  по рекам Унже и Меже. Имена первых землевладельцев история не сохранила, а вот в 16 веке в их число входили бояре Романовы.

Смутные времена 1609-1613 годов принесли много бед межевской земле. В дозорной книге Парфеньева и Кологрива записано: «Двор пуст, а Ивашку убили». Русские гнали поляков от Великого Устюга на Никольск, а далее по межевским землям.

По  преданиям,  возле  деревни  Губино  был разбит  многочисленный  отряд  поляков.  Археологических  материалов  о  их  захоронениях  нет,  но  сохранились  два  холма  в  болотистой  низине,  в  которых,  по  расчетам  старожилов,  захоронено  более  50  поляков.  Бесспорно  только,  что  Межа  внесла  свою  лепту  в  искоренение  чужеземных  врагов. 

В  1983  году  по  тракту  около  деревни  Авешной  в  развилке столетней  ели    Николай  Таланин  нашел  старинный  меч – двойная  зубчатка,  который  предположительно  относится  к  русскому  холодному  оружию  17  века.  Местный  краевед  Борис  Иванович  Хлупин  (ныне  покойный)  передал  его  в  местный  народный  музей.

после времен нашествия межевские земли активно заселялись.          В этот же период возникла деревня Петушиха, расположенная на перекрестке торговых и почтовых трактов из центра Руси в Вятку, в Сибирь.

 в переписи 1616 года записано о Межевской волости: «Погост на реке Меже, а на погосте церковь Егория – страротерпца, тоже в виде деревянного сруба-клети, а в церкви образа и свечи, и книги, и церковные сосуды, и колокола, да на погосте на церковной земле двор попа Офонасия Федорова, да пашни пахотной две чети (один га), да церковной пашни на Монастырке.”

     В 1620 году за участие в обороне Москвы от поляков Тимофей Федорович Бутурлин получает земли с. Георгиевское и д.Суховская, починок Савин, д. Черемисская, д.Поденьевица, д.Владимирово, Колодезная, Губино и с.Никольское с деревнями. Т.Ф.Бутурлин умер бездетным, его вотчина перешла к В.В.Бутурлину, который впоследствии отдал вотчину внучке, вышедшей замуж за князя П.М.Долгорукова, знаменитого полководца, участника Полтавской битвы. Когда он был сослан в Казань (был в опале как Петр Андреевич Толстой), вотчина от него перешла к его родственнику С.П.Долгорукову – русскому дипломату. Именно он писал в Патриарший приказ: «В прошлом годе в Галичском уезде, в Межевской волости, в Кологривской осаде в вотчине моей в селе Егорьевском церковь во имя Великомученика Георгия, деревянная, со всей церковной утварью сгорела без остатка, а других церквей поблизости нет». Он просил разрешения построить новую церковь. В 1720 году с. Георгиевское с деревнями перешло к С.С.Майкову, женившемуся на дочери С.П.Долгорукова. С.С.Майков - дядя известного в середине 18 века писателя В.И.Майкова. В 1724 году в с. Георгиевском С.С.Майков построил новую деревянную церковь. Она стояла до 1820 года. Землями на территории селинского края владел боярский сын Иван Матвеевич Карпов, деревни Селино и Федоровское возникли около 1659 года. Основную территорию занимали огромные леса, которые Петром I объявлены заповедными. Отборные деревья из этих лесов шли в Адмиралтейство на строительство судов в г. Архангельске, куда их доставляли зимой на лошадях до реки Юг, а оттуда весной на плотах сплавляли в Архангельск. Заповедные леса были и на территории Петровского сельсовета. Деревни Крутое, Петровка известны с 1648 года, когда они принадлежали Бутурлину, от него перешли к Ф.И.Майкову.           Деревни Барановица, Костромиха в 1659 году даны из дворцовых имений после боярина Романова стольнику О.В. Кондыреву, а он продал их князю В.А. Репнину, от него они перешли к его сыну князю Н.В.Репнину, знаменитому полководцу и дипломату, сподвижнику Екатерины II. За победы над турками он получил фельдмаршальское звание.   Дочь Н.В.Репнина – Александра Николаевна вышла замуж за Г.С.Волконского. Их сын Сергей Григорьевич Волконский  - известный декабрист.

 

 

Дата создания: 19.04.2013 10:15

Дата последнего изменения: 09.08.2018 10:30

На главную страницу